Проект Республиканской программы развития социального туризма в Республике Башкортостан на 2012 год по состоянию на 11.03.2012

 

 

     Туризм по международной терминологии изначально называют социальным феноменом. Социальный (от лат. socialis — общественный) — относящийся к жизни общества. Феномен (нем. phanomen — являющийся) — трактуется в двух значениях:

  • философское понятие, синоним явления, данного, нам в опыте чувственного познания;
  • необычное, редкое явление; исключительный факт, человек. Главной социальной целью туризма является увеличение продолжительности и улучшения качества жизни человека.

    Встречи и радостное общение с природой и новыми людьми являются главной социальной ценностью туризма. Ведь высший идеал человеческого общества — это производство форм общения людей, разумные потребности которых удовлетворены. Открытие и познание нового — это одна из естественных склонностей человека, которая притупляется в стандартных условиях жизни, но обостряется в условиях путешествия.

    В теории туристская деятельность делится на туризм внутренний и международный. Туризмом внутренним называют путешествия в пределах страны лиц, постоянно проживающих в данной стране.

    Любая деятельность, которую придумывает, организует и совершенствует человек, имеет определенную социальную функцию или несколько функций. Туристские путешествия, по мнению специалистов, имеют такие позитивные социальные функции, как познавательная, социально- коммуникативная, спортивная, эстетическая, эмоционально-психологическая, оздоровительная, творческая, паломническая.

Познавательная функция.

    Познанием называется процесс отражения, анализа и воспроизведения действительности в мышлении; постижение закономерностей объективного мира, законов природы и общества; совокупность приобретенных знаний и опыта. В активном путешествии, в отличие от спортивного, турист сам может определять продолжительность, протяженность и техническую сложность путешествия и прервать ею в любой момент. К началу XXI века медики определили две основных причины ухудшающегося здоровья населения Земли: неблагополучные экологические условия жизни человека и гиподинамия, т.е. ограниченность движений. И именно активные и спортивные виды туризма устраняют обе указанные причины и имеют максимальный оздоровительный эффект.

    Возвращать человека в биологическую среду и сохранять его как биологический вид.

    Одним из главных показателей здоровья человека является продолжительность его жизни.

    Коммуникативный — предназначенный, расположенный к установлению коммуникации, т.е. общения с помощью языка.

    С точки зрения туристского восприятия знакомство с районом путешествия это не столько осмотр определенной территории, природных и историко-культурных памятников, сколько знакомство с новыми людьми. И впечатление от конкретного путешествия это, чаще всего, впечатление от общения с новыми людьми.

    Социальная значимость спорта заключается более всего в том, что он представляет собой совокупность наиболее действенных средств и методов физического воспитания, одну из основных форм подготовки человека к трудовой и другим общественно необходимым видам деятельности. Наряду с этим спорт — одно из важных средств этического, эстетического воспитания, упрочения и расширения интернациональных связей, способствующих взаимопониманию, сотрудничеству и дружбе между народами .

Эстетическая и эмоционально-психологическая функции.

    Эстетикой (от греч. — чувствующий, чувственный) называется философская наука, изучающая прекрасное в действительности, эстетическое воспитание и общие принципы творчества по законам красоты, система чьих-либо взглядов. Она понимается в туризмоведении как возможность снятия напряжения и усталости после напряженного труда, приобретения положительных эмоций от встреч с людьми, впечатлений от интересных туристских объектов или преодоления естественных препятствий в спортивном или активном туристском путешествии.

    Огромный творческий потенциал туристского путешествия состоит в том, что его участники выходят за рамки стереотипного существования, отвлекаются от бытовых мелочей, сосредоточиваются на решении новых проблем. За несколько тысяч лет организованных путешествий накопилось огромное количество проявлений творчества путешественников.

    Здесь названы лишь основные социальные функции туризма, однако других позитивных функций — великое множество. Поэтому потребность людей в туризме со временем не уменьшается, а с геометрической прогрессией растет. Исследователями, например, установлено, что множество людей искусственно сокращают свои потребности даже в пище и одежде, для того, чтобы в отпуске совершить интересное для них путешествие.

    С ростом потребности людей в путешествиях растет в объемах и индустрия туризма как совокупность предприятий, учреждений и организаций, обеспечивающих производство и потребление товаров и услуг для туристов. Поэтому быстрыми темпами растет социально-экономическая роль туризма в жизни человечества. По имеющимся оценкам, на долю внутреннего туризма приходится 80-90% всех туристских поездок, а общий объём расходов на внутренний туризм в 5-10 раз превышает затраты туристов на международные поездки[4]. Число внутренних туристов за 2005 г. оценивается в 23 млн. человек. За рубеж с целью туризма в том же году выехало около 6,4 млн. человек.

    Туризм в современном мире является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей, он обладает высоким инвестиционным мультипликатором: один рубль вложений приносит 4 руб. суммарного дохода в других отраслях экономики. Такой же умножающий коэффициент и в занятости – одно рабочее место в сфере туризма создает 3-4 места в смежных отраслях. В сфере туризма сегодня в мире занят каждый десятый работник, на его долю приходится 7% общего объема инвестиций. Туризм, таким образом, является фактором мультипликативного воздействия на экономику и социальную сферу. Он, как правило, не истощает экологию, не нарушает природное равновесие, а способствует её сохранению и улучшению.

    Вместе с тем, доля России в аналогичных мировых показателях минимальна. Обладая рекреационными ресурсами не меньшими, чем в странах, успешно развивающих туризм и зарабатывающих на нём, она занимает пока незначительное место на мировом туристском рынке. Более того, разрыв между странами – лидерами туристского рынка и Россией увеличивается. Основная часть населения нашей страны по-прежнему не может воспользоваться услугами отечественных курортов и санаториев, а тем более она далека от выездного туризма. Россия испытывает огромную потребность в дальнейшем развитии и совершенствовании своего курортно-туристского комплекса – основной материальной базы внутреннего туризма, который занимает важное место в решении социальных проблем по сохранению и укреплению здоровья населения.

    Анализ показывает, что численность потребителей социального продукта в стране за годы реформ резко сократилась. По данным экспертов, к 1991 г. потребителями услуг социального туризма были 30-40% населения. К 2004 г. число таких потребителей снизилось до 2-3%. Действие всего комплекса негативных факторов привело к тому, что уровень развития социального туризма в России по основным показателям за последние 15 лет снизился в 20 раз. Такое резкое снижение численности внутренних туристов объясняется тем, что в условиях полной коммерциализации туризма стало экономически невыгодным развивать социальный туризм. Стало экономически невыгодно развивать и экскурсионную деятельность внутри страны, а также походный, спортивный, самодеятельный и экологический туризм. Последние виды туристской деятельности перестали отражаться статистикой. Такой резкий упадок социального туризма в стране не только ухудшает потенциал физического здоровья нации, но и наносит прямой ущерб экономическому развитию страны, ведёт к нравственным и другим социально-экономическим потерям.

    Всё это требует существенного увеличения числа граждан, которым был бы доступен социальный туризм, безотлагательного решения финансовых проблем этой важной составляющей туризма. В связи с этим в диссертации ставится вопрос о целесообразности существенного расширения перечня потребителей социального туристского продукта в стране. Помимо предусмотренных настоящим законодательством категорий граждан, на которых в настоящее время распространяются льготы по линии социальной защиты, потребителями социального туристского продукта могли бы стать следующие категории граждан, нуждающиеся в социальной защите: инвалиды всех групп и категорий; ветераны труда в соответствии с установленным перечнем; работники, труд которых связан с высоким профессиональным риском; пенсионеры и люди пенсионного возраста; жители удалённых территорий Севера и Дальнего Востока; дети из многодетных семей, а также дети-сироты; безработные; другие граждане слабо защищённых слоёв населения. В работе предлагаются и другие направления и конкретные меры решения в стране проблем социального туризма.

Даша - доминация, эскорт.